О шахтёрах и шахтах
Караганды

 

 

 

 

Караганда на карте

 

Здесь содержится довольно большой объём текстовой информации, поэтому, что бы не тратить Ваше время в Интернете, можете скопировать данную страницу.

 

Вы идёте по городу, по широким проспектам и бульварам и нигде не увидите копров и терриконов, которые бы доказывали, что вы в шахтёрской столице. Но, увы, что бы увидеть эту картину, нужно выехать за пределы города, где и расположены шахты. А терриконы? Их осталось не так много, всего лишь три. Один, из них сейчас активно используется как высококачественный строительный материал.

 

"Карагандауголь".

Это производственное объединение (ПО) было одним из крупных в СССР. В его состав входило (на 1985 год): 26 шахт, 2 угольных разреза, 8 обогатительных фабрик, 4 завода по ремонту горнотранспортного и горношахтного оборудования, трест "Карагандауглестрой" (это 14 предприятий), "Карагандаэнергоуголь", "Спецшахтомонтаждегазация", а так же свыше 10 различных организаций. На предприятиях этого ПО работало половина населения Карагандинского региона. Но всё это осталось в истории.

 

До 1996 года,

шахты относятся к государству. Поэтому "Карагандауголь" будоражат забастовки и не периодичность выплаты заработанной платы.

 

Июль 1996 года.

Новая страница в истории объединения "Карагандауголь". На "сцене" появляется никому не известная компания "Испат Интернэшнл" (Ispat International). С позволения руководства нашего государства, эта компания выкупает Карагандинский металлургический комбинат (город Темиртау) и в довесок, получает почти все шахты. От некоторых шахт, Испат всё же избавляется. Их закрытием. Как нерентабельных. Теперь "Карагандауголь" именуется "Испат-Кармет" угольный департамент".

 

Год 2003.

Из всего, что было 18 лет назад, осталось немного. Да этого и следовало, было ожидать. Какому капиталисту нужен балласт, который тянет компанию вниз. Сейчас в составе угольного департамента осталось: 8 шахт, "Энергозавод", РГТО и РГШО (заводы по ремонту горнотранспортного и горношахтного оборудования), спецАТП (автобаза специального транспорта), Тихоновская автобаза (по перевозке шахтёров) и ещё несколько предприятий. Ситуация как-будто нормализовалась. Люди стали получать стабильную зарплату, отдыхать в санатории и в доме отдыха.

Если кто-нибудь из непосвященных в тонкости трудовых будней на шахте попадёт на территорию любого предприятия, входящего в состав Испата, он будет несказáнно удивлён той красоте и просто стерильному порядку, царящему на территории. Не дай Бог, кому-нибудь бросить сигарету на асфальт или идти, щёлкать семечки и бросать мусор куда попало. Как минимум - лишение премии на неопределённый срок. Жёстко? Возможно. Но это, повторю, для новичков, которые попали впервые на такое предприятие, а за 9 лет, шахтёры привыкли и воспринимают всё это спокойно. Уверен, что такой же стерильный порядок не должен быть в диковинку, а должен быть нормой не только для предприятий «Испата», но и для всего нашего города, но… до этого нам вероятно ещё далеко.

 

Год 2005 и прогноз на ближайшее будущее.

Над предприятиями «Испата», опять нависла угроза. Теперь это угроза продажи всех угольных шахт департамента. Впрочем, теперь это происходит «благодаря» некоторым перестановкам в структуре английской сталелитейной компании, к которой мы и относимся. Компания укрупняет свои отделения в других странах и, с начала этого года, мы уже называемся “Mittal Steel Corporation”.

Утверждённый в прошлом году бизнес-план не сулит ничего хорошего для шахтёров. Потому как в развитие производства заложены копейки, а требования и аппетиты англичан возросли на порядок.

Теперь мы попали в патовую ситуацию, когда шахта физически не может добыть требуемый уголь и, по этой причине, мы не можем выполнить план, не выполнение которого автоматически сказывается на оплате труда, которая и так низка до не приличия, так она теперь может быть ещё и снижена на порядок. Прогнозируемый процент снижения заработка на шахтах, составляет порядка 15-20% с апреля месяца. Что может последовать за этим? Люди просто не смогут нормально работать. Начнутся (уже начались) увольнения, как добровольные, так и принудительные под разными предлогами. Постепенно наши шахты не смогут не только добыть уголь, мы не сможем держать «на плаву» само предприятие, на поддержание которого, уходят не малые средства. Вспомним только одно то, в каком климатическом районе находится Караганда, а находится она в таком районе, где отрицательная и близкая к нулевой температуры, являются доминирующими, поэтому один только осенне-зимне-весенний сезон, поглощает немалое количество денежных средств.

Дальнейшая картина сама предстаёт перед глазами. Шахты постепенно закрывают. Останутся всего несколько, с разными хозяевами, на которых шахтёры будут в ещё более бесправном положении, нежели в котором они находились в бытность «Испата». Цена на уголь возрастает с каждым годом, а его потребление вряд ли будет снижаться, потому как глобальное потепление, процесс длительный, и цветущие пальмы в Караганде – явление не более вероятное, чем суровая зима в Центральной Африке. Произойдёт то, о чём нельзя было даже представить в страшном сне – Караганда, воспетая поэтами, как столица Солнечного Камня, будет покупать уголь по цене, которая будет чуть ниже той цены, за которую уголь покупают на Дальнем Востоке в России…

Хотя данный прогноз может остаться всего лишь прогнозом, но для этого должно произойти что-то действительно грандиозное, нежели просто изменение названия компании или выступление профсоюзного лидера угольщиков на конференции, который наверное уже и забыл, для каких целей вообще создавалась эта организация…

 

Так живут наши рабочие.

Ну вот, скажите вы, опять этим шахтёрам повезло и они, живут лучше всех. Постараюсь немного омрачить это повествование о хорошей жизни шахтёров. Действительно, 15 и 25 числа каждого месяца (как в старые добрые времена), шахтёр получает, соответственно, зарплату и аванс. Речь идёт, в данном случае, о сумме. Конечно, если взять среднюю зарплату по Караганде, то шахтёр живёт не плохо, но если говорить об условиях труда и том, кто хозяева у шахт, можно говорить о нищенской зарплате шахтёра и его отвратительных условиях работы. Получая в среднем 150-250 долларов, когда как его коллега на Западе, например на польском предприятии, работая в этой же компании, получает уже 1500-2500 долларов..., как говорится - без комментариев. Но сейчас речь шла о РАБОЧИХ.

 

А так – руководство.

А если завести речь о нашем руководстве. Вот где уже становится интересней. Директор шахты и очень даже просто, может получить оклад, как за десятерых рабочих. Правда, здорово? Руководитель Угольного Департамента имеет со своей должности оклад в размере, уже как у ДВАДЦАТИ или ДВАДЦАТИ ПЯТИ рабочих. Как это не удивительно, но и при капитализме есть люди, которые очень удобно устроились на высоких должностях и подобно трутням, собирают все сливки. Хорошие должности, хорошие оклады. Я уже не говорю о незаконной продаже лома чёрных и цветных металлов, продаже угля вагонами, а зачем мелочиться? Если продавать, то только вагонами. И самое смешное, что за это ещё никого не посадили! Уметь надо!

 

А сколько здоровья и нервных клеток теряет шахтёр? Разве это можно оценить в деньгах?

 

Карагандинские шахты оснащаются передовой техникой, украинских, польских, немецких производителей, но несмотря даже на это, умудряются так купить оборудование, что оно не может нормально работать. А иначе и быть не может, когда часть денежных средств тратится на технику, а часть - попросту разворовывается, но, по словам тех, кто обслуживает эту технику, намного ДЕШЕВЛЕ и ВЫГОДНЕЕ в эксплуатации, приобретать зарекомендовавшее себя с отличной стороны оборудование, которое верой и правдой служило раньше (временами служит и по ныне).

На предприятиях "Испат-Кармет" идёт неоправданная и необдуманная экономия на всём и вся. Самое страшное то, что от этой преступной экономии могут пострадать люди. Пока этого не произошло. Пока.

 

Вспоминаю рассказы в книжках по истории нашего угольного края. Там пишут о том, что когда наши угольные шахты в начале ХХ века, выкупили английские капиталисты (что произошло и сейчас), условия работы тех горняков были просто отвратительные, о размере оплаты за тот каторжный труд – можно просто не упоминать. Люди работали за еду, не более того.  Если сравнить прошлые времена с временами сегодняшними, то, честное слово, мы скатились в начало ХХ века, потому как и в наш прогрессивный XXI век, люди продолжают работать… за еду, ну… может быть ещё останется оплатить коммунальные услуги.

 

Так «экономят» на шахтах. 

По шахте ездят электровозы, которые отработали все положенные ресурсы. Идёт преступная экономия на ВСЁМ. Да взять хотя бы то, что является самым главным в шахте, то от чего напрямую зависит безопасность шахтёра. Крепление выработки. Постепенно уходят в светлое... прошлое времена, когда выработку крепили новыми рамами, поверх настилали бетонные затяжки или т.н. ЗМП - металлические листы со специальным профилем. Это ведь стоит больших денег. Проще крепить б/ушными рамами (их вытаскивают из старых выработок, правда, они когда-нибудь закончатся), поверх накрывать обыкновенной сеткой "рабицей" или нечто на неё похожей, но чуть покрепче. А по некоторым новым выработкам вообще жутко идти. Рам нет (!!!). В бока и верх выработки вбуриваются анкера - штанги 2 метра длиной с резьбой на конце. К ним прикрепляется та самая сетка... Кстати последнее - т.н. "рационализаторское" предложение САМОГО главного инженера нашего угольного департамента... Разумеется, что от этого "предложения" он хорошо "заработал". Это ведь бешеная экономия...

 

…и на шахтёрах.

Шахтёров возят на работу и с работы. Хорошо! На чём возят, спросите вы? На автобусах ЛиАЗ, которым уже не один десяток лет, и которых уже давно не выпускают на том самом заводе. Мне жалко бедных водителей, которые как только это возможно, собирают их, чтобы они ещё ездили, так и шахтёров, которые вынуждены в 20-ти градусный мороз, идти пешком по степи на работу, потому что автобус… сломался. И такое – не редкость. Конечно, в начале 2008 года решили закупить очередной металлолом, китайский автопром. Не знаю, но мне даже было приятней ездить на старых ЛиАЗах, нежели на "новых" китайских автобусах, которые скрипят на каждой кочке..., а с учётом того, что у нас уже два раза за последнюю зиму 2008 года морозы доходили до до -30С.. то не знаю, какой китайский автоширпотреб сможет сдюжить наши морозы..., причём водители жалуются, что починка такого автотранспорта очень тяжка, по сравнению с бывшем советским автопромом...

Покупаемые запасные части, практически более половины от их количества, уходят на продажу, «благодаря» опять тому же начальству. Очень удобно «отмывать» деньги на этом старье, нежели купить новые комфортабельные автобусы, которые купил городской автопарк в Германии, конечно они б/у, но на порядок лучше, нежели "новый Китайский автобус"

 

«Хищники». 

Но даже не это главное. Самое главное - если посмотреть с высоты «птичьего полёта». Хищническое и преступное разграбление нашего бывшего "народного достояния" - угля. Его хотят добыть как можно больше и любым способом. "Забыта", проверенная десятилетиями, технология выемки угля, исходя из условий нашего бассейна. Над этими трудами работали профессионалы, которые сидели в специально созданном при Советской власти НИИ в нашем городе. Существовала многолетняя программа плановой разработки и выемки угля Карагандинского угольного бассейна. Всё это забыто и выброшено на помойку.

Сейчас разрабатываются самые жирные и лакомые куски. То, что нужно было вынимать до этого, бросают. И когда капиталист уйдёт из Караганды (а это когда-нибудь произойдёт), что-нибудь ещё добыть нормальным способом, будет невозможно. Кто будет кушать яблоко, которое насквозь проточили черви? Да. Там ещё осталось что-то вкусное, но..., такое яблоко обычно брезгливо выбрасывают... и произойдёт то, о чём даже в страшном сне не могло присниться – Караганда, как и другие города региона, начнут покупать (!!!) уголь. 

 

Мне просто страшно подумать, что всё это делают не индусы английского происхождения. Нет. Они просто дают указания. Выполняют наши. Почему с таким рвением? Нам заткнули рот деньгами. Глава угольного департамента получает по некоторой информации, что-то около 6 000 долларов. Директора шахт - около 1000-1500 долларов. Учитывая разные надбавки, премии и прочие "начисления", получается на порядок больше. Разве за эти деньги не будешь рвать... одно место и рвать его остальным, чтобы выполнялась программа индусов? Не будешь слушаться хозяев? Захочешь доказать, что уголь - это чёрное золото, которое должно будет послужить ещё и будущим поколениям... Найдут другую гниль, которая так же будет исправно прислуживать им и выполнять все указания.

Я только думаю так, что случись сегодня война, аналогичная Великой Отечественной, мы бы её проиграли. Конечно, есть немало людей, которые готовы отстаивать не только свои личные, но и общественные, государственные интересы, но… деньги берут своё.

 

Вы можете сказать, ну если так плохо, нужно бороться, призвать на борьбу профсоюзы, отстаивать свои права, добиваться повышения зарплаты... Этим заниматься сейчас некому. Профсоюз находится у кормушки департамента, с ними всё ясно, а люди... никто на это не пойдёт, все боятся потерять то, что ещё у них есть, а есть у них стабильная выплата зарплаты, небольшой, но всё же стабильной. Чем может похвастаться не каждое предприятие Караганды.

История

 

О карагандинцах

 

Промышленность

 

Градостроительство

 

Экология

 

СМИ

 

Армия

 

Экономика

 

Образование

 

Спорт

 

 О Казахстане…

 

P.S.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz